Юлия Мурадова. "Глядя в небеса". |
Видимо, нужно начать с того, что я — скульптор. Скульптура — это мой образ жизни, Путь, поиск истины, бесконечная и суровая радость, а, если проще — мои будни и праздники, хлеб насущный, постоянная головная боль... Я могу долго о ней говорить — а могу и молчать, тоже долго. Пленительность этого искусства в том, что она, скульптура, может быть только честной, она должна трепетать всей сокровенной жизнью художника, иначе это не скульптура, а нечто другое, конъюктурное. И, главное, в ней, как и вообще во всем сотворенном — не существует ничего окончательного, законченного... Величие и красота мира неизбывны вокруг нас и в нас самих... Скульптура дает возможность видеть за всеми тревогами и страстями общие законы мирозданья, она обнажает сущность людей, зверей, вещей, проникая в сокровенные их глубины — и тогда, показанная зрителю, она способна до него достучаться...
Теперь — о зрителе. Городская скульптура — особый вид искусства, имеющий непосредственную живую связь со зрителем, ежедневно выходящий с ним на прямой диалог, поэтому ее значение и необходимость в городе трудно переоценить. Скульптура на улице, в особенности "камерная", не отделенная от прохожего традиционным имперским постаментом, воспринимается как свежий звук, новый аккорд, а, может быть, и напротив — как глоток необходимой тишины, она останавливает и дает возможность сделать паузу... Общая застрессованность, истерия, порой безучастность — приметы сегодняшнего дня, и в этой связи скульптурные композиции в самых простых городских местах — не только действенное лекарство, но и знак уважения к зрителю, Горожанину.
Проблемы искусственной среды, "второй природы", которую мы создаем вокруг себя — по сути, проблемы целостности человека. Мы неотделимы от вещественности своего бытия и сами формируем "материальный каркас" своей деятельности, своих отношений, вместе с ним планируя будущую жизнь, и, в конечном счете — самих себя. В этой целостности, соединяющей текучую меняющуюся жизнь и ее статическую оболочку, скульптура тоже занимает свое, совсем не последнее место. Такая вот философия, куда от нее денешься... Скульптура может, и должна помогать ориентироваться в оценке действительности, переключать восприятие на созерцание, приостанавливать хотя бы ненадолго "невроз", который заставляет нас все время лихорадочно бежать и бежать и бежать и бежать (...а потом вдруг обнаруживать, что жизнь подошла к логическому своему концу).
Я говорю, конечно, о Скульптуре с большой буквы, об Искусстве на улицах города.
Искусство — это там, где больно. Где становится невыносимо от внезапно нахлынувшей любви или чего-то щемящего, давно забытого и оставленного позади... Искусство — там, где ты неожиданно остаешься наедине с собой и видишь себя — ошарашенного, одинокого, без привычных своих масок — посреди этого мира, когда слово "бог" не срывается с губ привычной присказкой, а сжимает горло и жжет глаза... Видишь,— чтобы спустя минуту встряхнуться, и поспешить дальше, по делам, на работу, домой, к детям... Но внутри, в сердце эта встреча так и останется чем-то теплым и важным, к ней захочется прикоснуться еще. Нужна именно такая скульптура. Не случайная, не созданная "на потребу", а прекрасно-простая. Петербург, как никакой другой город, действительно этого заслуживает, и петербуржцы тоже. Нужно, чтобы ее было много, чтобы каждый день, проходя по питерским закоулкам, дворам, пустырям, каждый имел шанс "наткнуться" на что-то свое — и замереть от счастья и благодарности. Мы убегаем от самих себя, мы упорно забываем, что прекрасное не скрыто от нас — это мы сами разбиваем его, изгоняя из наших сердец.
Кто бы не хотел, чтобы в его дворе —... на площадке детского сада или школы его ребенка, у входа в офисный центр, на рыночной площади, автозаправке, у бани, метро, булочной, супермаркета.... мы ходим этими дорогами каждый день, месяцами, годами...мы знаем каждую выбоину поребрика и сколько шагов от дверцы автомобиля до двери подъезда, у нас навсегда выгравирована внутри картинка забора, бульвара, трамвайной остановки за окном нашей квартиры... — так кто бы не хотел, чтобы там появилось нечто новое, удивительное, образ, несущий информацию, состояние, настроение, точнее — СКУЛЬПТУРА?..
В Петербурге катастрофически не хватает уличной современной скульптуры общечеловеческого, "сердечного" направления, открыто говорящей о том, что близко абсолютно каждому человеку... Не хватает абстрактных современных форм, подталкивающих к ассоциативному, образному мышлению. Неправда, что формальное, абстрактное искусство трудно понимается — на Парижских, Берлинских, Лондонских улицах, в итальянских провинциях и норвежских рабочих поселках оно не вызывает недоумения или противоречия, ни у туристов, ни у горожан — а только интерес, приятие и гордость...Существует потребность в нормальном отношении к жителям города, в разговоре со зрителем на равных, иногда с юмором и иронией... Скульптура, она не только для избранных, она может быть просто для Человека: маленького, большого, бедного, богатого, профессора, дворника, домохозяйки, школьника...
В жизни ДОЛЖНО быть место "необязательному". Весьма вопросительно заполнять пространство исключительно утилитарным, практическим смыслом. Отношение, в котором преодолевается бытовая повседневность, характерно для ситуации "праздника", свобода которого открывает возможность для бескорыстного созерцания...
Но подход включения свободной, парковой скульптуры, к сожалению, пока еще не завоевал определенного статуса в градообразовательной и художественной практике Петербурга...В нашем городе существует неисчислимое количество мест для размещения такого плана композиций. Даже если не брать центр города с исторически значимыми ансамблями (хотя грамотное включение в них современной формы при профессиональном подходе может оказаться великолепным решением) — остаются замечательные, и, возможно, в чем-то более важные, места в "спальных" районах, с их странными полупустыми пространствами, несформированными дворами и "примагазинными" зонами. Скульптуру необходимо включать в программы благоустройства города наряду с мощением дорожек и расстановкой урн (последние, кстати, могут тоже быть решены в виде интересных, или загадочных, или цветных и даже смешных скульптурных форм). Идея строительства Петербурга когда-то как "города-произведения искусства" должна по возможности поддерживаться и в наше время, а иначе к чему разговоры про историческую сопричастность... Главное — этому нет препятствий. В Петербурге живут и работают действительно хорошие скульпторы, с пониманием пространства, со своим искусством изучения мира, которые были бы счастливы и почли за честь войти своей работой, творчеством в жизнь города. При современных технологиях финансовые вложения в эту сферу невелики, ведь речь идет не о памятниках "в духе Римской Империи", а о парковой скульптуре небольшого размера, расположенной максимально близко к зрителю, иногда прямо на земле ( выполненной, возможно, в дереве, камне или в пластике или в другом искусственном материале, выдерживающим наши климатические особенности, но при этом долговечном и недорогом).
В этой идее, конечно, очень важно и поддержание духа петербургской школы, петербургской художественной эстетики, имеющей серьезные классические истоки, из которых вышел и наш питерский авангард, не похожий ни на какой другой... Александр Молев, Евгений Ротанов, Роберт Лотош, Тарасий Трошин, Виктор Гаврилов, Сергей Асланов, Олег Жогин, Александр Позин, Айдар Ишемгулов, Михаил Ершов — список неполный... — блестящие скульпторы, художники, живущие болями, заботами и чаяниями современности, представляющие в своем творчестве неповторимый петербургский стиль, им есть чем поделиться...Где их работы на улицах Петербурга? А мои? Нету...
Почему-то вспомнились слова Эмиля Антуана Бурделя : "...скульптор — это последний герой... рыцарь, преданный и безутешный поклонник недостижимого..."
Хорошо было бы беречь город, в котором живем, беречь скульпторов, которые работают в нем независимо ни от чего, соединять городское пространство — жителей — с искусством скульптуры... Хочется, чтобы вопросы о жизни и смысле, о смерти, о Боге, о Правде, о Любви не затерялись в тумане собственного комфорта, коллекций гоночных автомобилей, новых одежд, статусов, фейерверков...
Я начала с того, что я — скульптор. Этим и закончу. Как скульптор, сегодня я вижу обесценивание городской скульптуры, подмену ее кичем, полупрофессиональной безвкусицей, бездумной кричащей массой, а то и вовсе мельчание вплоть до исчезновения... Время расставляет свои акценты, оно и понятно, но все-таки не видно прямых указаний на то, что скульптуры — умной, глубокой, профессиональной, поддерживающей уже имеющиеся архитектурные формы — не должно быть на улицах Петербурга... Должно,еще как должно!